Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.

 

Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть разными образовательными потребностями.

Посещение детей с ОВЗ групп общеразвивающей направленности дает возможность таким детям следовать за сверстниками и учиться у них, а те в свою очередь получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ.  

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 97 имеет 1 корпус, в котором осуществляется образовательная деятельность в  8 группах общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста.

До детского можно добраться пассажирским автобусом №16Э, №14, маршрутным такси №16Т, №36Т  до остановки "Дом торговли", расстояние от остановки «Дом торговли» до здания детского сада № 97  составляет 500 метров. От остановок до детского сада имеются пешеходные тротуары. Перекрёстки - нерегулируемые.

 

В детском саду №97 созданы условия для воспитания и развития, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи). Они включают в себя:

использование адаптированных образовательных программ (программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных маршрутов); 

специальных методов обучения и воспитания;

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

 кабинет учителя – логопеда содержит:

- материалы и игры по темам;

- зеркало с лампой дополнительного освещения;

- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;

- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;

- логопедические альбомы для обследования;

- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;

- настольно-печатные дидактические игры;

- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;

- методическую, дидактическую, справочную и художественную литературу;

в группах речевые уголки оснащены дидактическими играми и необходимым картинным материалом для автоматизации и дифференциации звуков,  развития лексико-грамматического строя и связной речи.

Коррекционно— развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется в соответствии с заключениями и рекомендациями муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии  и является составной частью Основной образовательной программы МДОУ, раздел «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». Данный раздел разработан на основе:

1.      «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе дет­ского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» (автор Нищева  Н.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352 с.). 

2.      Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова.

Успешное преодоление речевых нарушений у детей обеспечивается  личностно-ориентированным  взаимодействием всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. 

                                                                                                

                                                                                       Сопровождение детей

 

Содержание

Сроки

Ответственный

1.

- формирование правильного  звукопроизношения;

-  развитие слухового внимания и фонематического слуха;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- развитие связной речи.

В течение учебного года

Учитель-логопед

Медицинское сопровождение

2.

У всех детей: плановые медицинские осмотры, своевременные прививки, измерение антропометрических  показателей, определение уровня физического развития.

В течение учебного года

Медицинские работники

Педагогическое сопровождение

3

Музыкальный руководитель:

- развитие чувства ритма, умения согласовывать движение с музыкой;

Инструктор по физической культуре:

- развитие двигательной сферы, координации движений;

Воспитатели групп:

- логопедизация непосредственной образовательной и совместной деятельности, режимных моментов с учетом индивидуальных речевых возможностей детей.

 

 

 

 

 

 

 

Доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в детском саду нет.

 

Жилых помещений в детском саду, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.

 

Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в детском саду, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.

 

Электронные образовательным ресурсы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в детском саду отсутствуют.

 

Родители, являясь полноправными участниками коррекционного процесса, обеспечивают создание речевой среды дома, закрепление новых речевых умений у ребенка, а также посещают индивидуальные беседы, консультации (по запросу родителя или специалиста), практикумы, открытые занятия.

 

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Специально оборудованных объектов спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ нет.

Имеется спортивный зал, уличная спортивная площадка, оснащенная физкультурным оборудованием для двигательной активности и прогулочные площадки для каждой группы.

 

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидвами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Специальные условия питания отсутствуют. 

Специальные условия охраны здоровья.

В детском саду имеется медицинский кабинет проводится систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников и санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения, вакцинация и профосмотры по графику и возрасту, организуются профилактический мероприятия с воспитанниками и родителями по охране и сохранению здоровья, спортивные и валеологические досуги, в группах организованы центр сюжетно-развивающей игры "Больница" и "Центр двигательной активности".

Педагогами активно внедряют в работу с детьми здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, оздоровление, профилактику заболеваний, закаливание.

 

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры     

  • Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»      
  • Сведения о наличии оборудования для реализации программ для работы с детьми с ОВЗ 

 

Памятка по работе с детьми с ОВЗ (здесь)