Доступная среда. Обучающиеся с ОВЗ.
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.
Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть разными образовательными потребностями.
Посещение детей с ОВЗ групп общеразвивающей направленности дает возможность таким детям следовать за сверстниками и учиться у них, а те в свою очередь получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 имеет 1 корпус, в котором осуществляется образовательная деятельность в 8 группах общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста.
До детского можно добраться пассажирским автобусом №16Э, №14, маршрутным такси №16Т, №36Т до остановки "Дом торговли", расстояние от остановки «Дом торговли» до здания детского сада № 97 составляет 500 метров. От остановок до детского сада имеются пешеходные тротуары. Перекрёстки - нерегулируемые.
В детском саду №97 созданы условия для воспитания и развития, подгрупповой и индивидуальной образовательной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи). Они включают в себя:
использование адаптированных образовательных программ (программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных маршрутов);
специальных методов обучения и воспитания;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
кабинет учителя – логопеда содержит:
- материалы и игры по темам;
- зеркало с лампой дополнительного освещения;
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
- логопедические альбомы для обследования;
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
- настольно-печатные дидактические игры;
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
- методическую, дидактическую, справочную и художественную литературу;
в группах речевые уголки оснащены дидактическими играми и необходимым картинным материалом для автоматизации и дифференциации звуков, развития лексико-грамматического строя и связной речи.
Коррекционно— развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется в соответствии с заключениями и рекомендациями муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии и является составной частью Основной образовательной программы МДОУ, раздел «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». Данный раздел разработан на основе:
1. «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» (автор Нищева Н.В. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 352 с.).
2. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова.
Успешное преодоление речевых нарушений у детей обеспечивается личностно-ориентированным взаимодействием всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
Сопровождение детей
|
Содержание |
Сроки |
Ответственный | |
№ | ||||
1. |
- формирование правильного звукопроизношения; - развитие слухового внимания и фонематического слуха; - развитие лексико-грамматического строя речи; - развитие связной речи. |
В течение учебного года |
Учитель-логопед | |
Медицинское сопровождение | ||||
2. |
У всех детей: плановые медицинские осмотры, своевременные прививки, измерение антропометрических показателей, определение уровня физического развития. |
В течение учебного года |
Медицинские работники | |
Педагогическое сопровождение | ||||
3 |
Музыкальный руководитель: - развитие чувства ритма, умения согласовывать движение с музыкой; Инструктор по физической культуре: - развитие двигательной сферы, координации движений; Воспитатели групп: - логопедизация непосредственной образовательной и совместной деятельности, режимных моментов с учетом индивидуальных речевых возможностей детей. |
|
| |
|
|
|
|
|
Доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в детском саду нет.
Жилых помещений в детском саду, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в детском саду, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.
Электронные образовательным ресурсы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в детском саду отсутствуют.
Родители, являясь полноправными участниками коррекционного процесса, обеспечивают создание речевой среды дома, закрепление новых речевых умений у ребенка, а также посещают индивидуальные беседы, консультации (по запросу родителя или специалиста), практикумы, открытые занятия.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Специально оборудованных объектов спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ нет.
Имеется спортивный зал, уличная спортивная площадка, оснащенная физкультурным оборудованием для двигательной активности и прогулочные площадки для каждой группы.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидвами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Специальные условия питания отсутствуют.
Специальные условия охраны здоровья.
В детском саду
имеется медицинский кабинет, проводится систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников и санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения, вакцинация и профосмотры по графику и возрасту, организуются профилактический мероприятия с воспитанниками и родителями по охране и сохранению здоровья, спортивные и валеологические досуги, в группах организованы центр сюжетно-развивающей игры "Больница" и "Центр двигательной активности".Педагогами активно внедряют в работу с детьми здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, оздоровление, профилактику заболеваний, закаливание.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
- Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»
- Сведения о наличии оборудования для реализации программ для работы с детьми с ОВЗ
Памятка по работе с детьми с ОВЗ (здесь)